История профессии историк
Во все времена, начиная с древнейших, люди стремились запечатлеть основные периоды и события своей жизни. До появления письменности история племен, народов передавалась от поколения к поколению в форме устных преданий. Немногие письменные источники дошли до нас из времен Античности (сочинения Геродота, Тацита). Хроники и записки ученых-монахов Средневековья тоже помогают восстановить ход исторических событий того времени. Большую роль в воссоздании исторической картины прошлого нашей страны играют летописи. В конце X века был создан первый летописный свод. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI века. В начале XII столетия в Киево-Печорском монастыре монахом Нестором создается "Повесть временных лет", где наиболее полно отражается картина русской истории. Большой вклад в развитие исторической науки нашего Отечества внесли историки XVIII века В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, М. В. Ломоносов, корифеи XIX века С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов и др. "Не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно", - писал Н. Г. Чернышевский.
Область базовых знаний
Гуманитарные науки (история, обществознание, литература)
Доминирующие виды деятельности профессии историк:
• изучение основных исторических событий жизни человечества;
• изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
• изучение закономерностей развития общества;
• установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
• сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
• исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
• оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
• постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
• разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
• участие в археологических раскопках.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности историка:
Способности
• высокий уровень развития мнемических способностей (памяти);
• гибкость и самостоятельность мышления;
• хорошее развитие логического мышления (способность группировать, обобщать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи между событиями);
• высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени);
• способность воспринимать большое количество информации;
• способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с архивными документами).
Личностные качества, интересы и склонности
• наблюдательность;
• аккуратность;
• внимательность;
• настойчивость;
• терпеливость, усидчивость;
• любознательность;
• эрудированность, широкий кругозор.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
Области применения профессиональных знаний:
• государственные архивы;
• библиотеки;
• музеи;
• учреждения образования.
Вернуться к списку профессий.. |