Доминирующие виды деятельности Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности |
История профессии
С первых шагов своего развития человек был неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от ее ресурсов и был вынужден считаться с особенностями образа жизни зверей, рыб и птиц. Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера, но с течением времени послужили источником накопления экологических знаний.
Большое влияние на развитие экологических знаний оказали древнегреческие ученые: Анаксимандр, Эмпедокл. Они выдвинули первые теории о происхождении растений и животных, пытались объяснить процессы питания и роста живых организмов. Сам термин «экология» был предложен немецким ученым-биологом Эрнестом Геккелем. А как самостоятельная наука экология сформировалась к началу XX века.
В настоящее время экология занимает далеко не последнее место среди других наук. И ее влияние на нашу жизнь велико, т. к. сфера экологии охватывает все структуры нашей планеты от микромира до космоса.
Доминирующие виды деятельности:
• осуществление научно-исследовательской работы в области биологии и экологии;
• изучение и исследование источников загрязнения природной среды (загрязнение атмосферы, водных объектов, почвы);
• разработка методов контроля за загрязнением природной среды;
• обеспечение организации научно-обоснованного подхода в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
• осуществление контроля за соблюдением нормативных актов по охране окружающей среды на предприятиях и в процессе производственной деятельности;
• уменьшение и ликвидация технологических объектов загрязнения;
• оценка воздействия атмосферных выбросов промышленных предприятий на природную среду (атмосферу, почву, водные объекты);
• контроль за соблюдением организациями правил и норм по охране окружающей среды;
• работа по очистке промышленных вод и предотвращение загрязнения окружающей среды;
• организация и планирование рационального природопользования на предприятии и в регионе;
• оценка экономического ущерба от загрязнения природной среды;
• организация мероприятий по охране окружающей среды;
• участие в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды;
• осуществление мероприятий по внедрению новой техники с учетом экологических требований;
• разработка способов выхода из экологического кризиса;
• осуществление педагогической и научно-методической работы в области биологии и экологии.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
• математические и аналитические способности;
• способность к системному и сравнительному анализу;
• способность порождать новые идеи (креативность);
• гибкость ума (способность изменять планы, способы решения задач в соответствии с меняющимися обстоятельствами);
• способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях;
• способность к междисциплинарному подходу при решении проблем.
Личностные качества, интересы и склонности:
• самостоятельность, ответственность, аккуратность;
• наблюдательность;
• интерес к проблемам экологии и природопользования;
• склонность к организации рационального природопользования;
• стремление к самопознанию, саморазвитию, профессиональному росту и высокому качеству результатов труда.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
• безответственность, неорганизованность, пассивность;
• ригидность мышления (неспособность изменять решения в условиях меняющихся требований окружающей среды).
Области применения профессиональных знаний:
• лаборатории при научно-исследовательских институтах;
• природоохранные и экологические организации;
• ботанические и зоологические сады, заповедники;
• учреждения образования.
Вернуться к списку профессий.. |