Название профессии происходит от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука.
В широком смысле слова социолог — специалист, изучающий общество в целом и законы его развития. На практике социологи занимаются анализом функционирования социальных институтов, изучают взаимодействие между общностями.
История профессии социолог
Попытки объяснения общественной жизни были еще в античности у Платона, Аристотеля и т. д., но социология как самостоятельная наука возникла только в середине XIX века. Термин "социология" предложил О. Конт, и буквально он означал "наука об обществе, социальной жизни". Разумеется, многие науки, возникшие до социологии, занимались изучением общества (философия, история, юриспруденция), но именно социология сделала своей задачей свести воедино знания о реальных процессах, происходящих в обществе, и использовать эти знания как эффективное средство регулирования общественной жизни во всех ее сферах.
Развитие социологии в XXI веке характеризуется возникновением многочисленных направлений, каждое из которых привносит что-то новое в науку, разрабатывает свои теории и методы.
Область базовых знаний
Общественные науки, математика и статистика
Доминирующие виды деятельности профессии социолог:
• изучение общества как целостной системы, а также отдельных явлений и событий общественной жизни, социальных институтов (семья, образовательные учреждения и т.д.), процессов, общественных групп;
• выявление законов функционирования общества;
• стремление достигнуть конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вовлечены с помощью анализа теоретических материалов и эмпирических методов (практического сбора информации, добычи конкретных фактов);
• изучение передового отечественного и зарубежного опыта работы социологов;
• изучение совместно с другими специалистами наиболее актуальных вопросов общественной жизни и проблем социального характера, а также поиски путей устранения причин их возникновения;
• составление программ социологических исследований и контролирование их выполнения;
• проведение социологических исследований, направленных на изучение различного рода социальных явлений, общественного мнения с использованием специальных методов (анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов и т.д.);
• статистическая обработка полученных результатов с использованием компьютерной техники и математических методов;
• обобщение информации и разработка рекомендаций по улучшению социально-психологического климата в обществе на основе проведенных исследований;
• разработка мероприятий по наиболее актуальным вопросам и проблемам социального характера.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности социолога:
Способности
• высокий уровень развития коммуникативных способностей (способность устанавливать контакты с людьми, умение привлечь внимание и заинтересовать большое количество людей);
• вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);
• развитие логического мышления;
• гибкость и динамичность мышления;
• развитие творческого мышления (способность создавать новое);
• хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредотачиваться на одном объекте или предмете).
Личностные качества, интересы и склонности
• самоконтроль и уравновешенность;
• оригинальность, находчивость, разносторонность;
• эрудированность;
• тактичность, вежливость;
• усидчивость;
• обязательность;
• ответственность;
• аккуратность;
• сосредоточенность;
• исполнительность;
• эмоционально-психическая устойчивость;
• настойчивость.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
• психическая и эмоциональная неуравновешенность;
• неумение общаться с людьми;
• замкнутость;
• застенчивость;
• агрессивность;
• грубость;
• нерешительность;
• несдержанность.
Области применения профессиональных знаний:
• центры социологических исследований;
• научно-исследовательские институты, академии наук;
• социологические исследования по заказу предприятий и организаций (торговые, промышленные компании и т.д.);
• рекламные фирмы;
• учреждения образования.
Вернуться к списку профессий.. |