История профессии психолог
С древнейших времен людей интересовал внутренний мир человека. Сам термин "психология" произошел от греческих слов "psyche" - душа и "logos" - наука. Проблемой души интересовались философы древности - Платон и Аристотель. В дальнейшем в связи с развитием науки и техники психология стала приобретать все большее значение в обществе. Датой возникновения психологии как науки принято считать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году. Появляются психологические лаборатории в Европе, России.
С течением времени появлялись и развивались различные направления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона, гештальт-психология и многие-многие другие.
В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в политике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и небезынтересно узнать побольше о себе и других людях.
Область базовых знаний
Общественные или естественные науки (зависит от специальности), педагогика и психология
Доминирующие виды деятельности профессии психолог:
• исследование развития психики и закономерностей психических процессов;
• изучение общих закономерностей развития детей разного возраста и построение программ обучения;
• изучение внутреннего мира и поведенческих особенностей человека;
• изучение поведения людей в малых и больших группах;
• изучение вопросов, связанных с творческой деятельностью людей, особенностями восприятия;
• изучение деятельности человека, особенностей его труда;
• изучение особенностей поведения в стрессовых ситуациях;
• исследовательско-аналитическая работа (работа с получаемой информацией, адаптация психодиагностических методик к условиям реальной практики);
• информирование клиента о том, что с ним происходит;
• психологическое консультирование, направленное на оказание помощи человеку в разрешении различных затруднительных ситуаций;
• организация групповых мероприятий, ведение тренингов, семинаров, чтение лекций;
• профилактика и коррекция нежелательных проявлений психики человека, а также укрепление и формирование необходимых психологических качеств личности;
• профессиональный отбор и подбор кадров;
• осуществление психологического сопровождения карьеры;
• изучение особенностей судебного процесса, мотивов поведения преступника, разработка мер профилактики преступности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности психолога:
Способности
• высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
• высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
• хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;
• высокий уровень развития образного мышления;
• развитие логического мышления;
• хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
• коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);
• умение слушать;
• вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
Личностные качества, интересы и склонности
• высокая степень личной ответственности;
• терпимость, безоценочное отношение к людям;
• интерес и уважение к другому человеку;
• стремление к самопознанию, саморазвитию;
• оригинальность, находчивость, разносторонность;
• любознательность и обучаемость;
• тактичность, воспитанность;
• склонность к сопереживанию;
• инициативность;
• целеустремленность, настойчивость;
• интуиция, умение прогнозировать события;
• находчивость;
• умение хранить тайну;
• творческое начало;
• эрудированность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
• психическая и эмоциональная неуравновешенность;
• агрессивность;
• замкнутость;
• нерешительность;
• отсутствие склонности к работе с людьми;
• неумение понять позицию другого человека;
• ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
• низкий интеллектуальный уровень развития.
Области применения профессиональных знаний:
• социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества и досуга);
• учреждения образования;
• учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации);
• медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры, реабилитационные центры);
• психотерапевтические, психологические консультативные службы;
• предприятия, фирмы;
• правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел);
• работа на телефоне доверия;
• работа в МЧС, службах спасения;
• военные организации.
Вернуться к списку профессий.. |